СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. II. III. IV. V. VI. Общие положения 1.Название дополнительной образовательной программы спортивной подготовки с указанием вида спорта (спортивной дисциплины) 2.Цели дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 3.Характеристика вида спорта «бокс» 4.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки 5.Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 6.Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 7. Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки 8.Календарный план воспитательной работы 9.План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним 10.Планы инструкторской и судейской практики 11.Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения Система контроля 12.Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, в том числе к участию в спортивных соревнованиях 13. Оценка результатов освоения Программы 14.Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной подготовки. Рабочая программа по виду спорта «бокс» 15.Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки 16.Учебно-тематический план Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «бокс» 17. Особенности осуществления спортивной подготовки вида спорта «бокс» Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 18.Материально-технические условия реализации Программы 19.Кадровые условия реализации Программы 20.Информационно-методические условия реализации Программы. 3 3 3 3 3 4 4 5 7 7 9 12 15 17 17 19 19 22 22 26 28 28 29 29 32 33 2 I. Общие положения 1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «БОКС» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке бокс с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «бокс», утвержденным приказом Минспорта России от 22.11.2022 г. №1055 (далее – ФССП). 2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Программа спортивной подготовки направлена на: - отбор одаренных детей; - создание условий для физического образования, воспитания и развития детей; - формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта; - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; - организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, предназначена для работы с детьми в возрасте от 10 до 21 года. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки и построение тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки и тренировочной (базовой и спортивной специализации) подготовки; распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки. Бокс - популярнейший вид спорта, имеющий огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение. Занятия боксом в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие здорового образа жизни, необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, моральноволевых качеств, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков. Создание условий для раскрытия физических и психологических способностей занимающихся, привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов и судей. II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 3. Характеристика вида спорта. Бокс (от англ. box, bоxing, буквально — бить кулаком, боксировать) контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей. Для этого вида спорта характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки — это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, 3 силовые качества основных групп мышц и их скоростные характеристики, улучшаются ориентировочные реакции, повышается эффективность и продуктивность психических процессов. Велико прикладное значение (особенно для юношей) бокса, помогающих нейтрализовать соперника специальным приемом. Сложное сочетание физических, спортивнотехнических и психических требований к спортсмену требует длительной подготовки при совершенствовании спортивного мастерства. 4. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки Таблица № 1. Периоды обучения начальной подготовки Тренировочны й этап Возраст обучающихся 1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 9 10 11 12 13 14 15 16 Минимальная наполняемость групп (чел.) 10 10 10 8 8 8 8 8 5. Объем Программы Таблица № 2 Периоды обучения начальной подготовки Тренировочный этап 1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год Максимальный объём учебнотренировочной нагрузки (час./нед.) 4,5 6 6 10 12 14 16 18 В поединках юношей и девочек 12 лет спортивные разряды не присваиваются. Пары составляются с таким расчетом, чтобы разница в весе у боксеров, имеющих вес в диапазоне до 60 кг, не превышала 2-х кг; в диапазоне от 60 до 70 - 3-х кг; от 70 до 80 кг - 4-х кг и свыше 80 кг - 5 кг. Учебная работа в спортивной школе строится на основе данной программы и рассчитана на календарный год. Непрерывность освоения обучающимися программы в каникулярный период обеспечивается пребыванием в физкультурно-спортивных или спортивнооздоровительных лагерях, участием обучающихся в тренировочных сборах, а также самостоятельной работой обучающихся по индивидуальным планам подготовки. 6. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: 4 • • • • • • • групповые или индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятия; самостоятельная работа по индивидуальным планам ; медико-восстановительные (реабилитационные) мероприятия; тестирование; прохождение медицинского осмотра; участие в соревнованиях, турнирах, матчевых встречах; участие в тренировочных мероприятиях (учебно-тренировочных сборах); пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях; промежуточная и итоговая аттестация инструкторская и судейская практика. Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость), направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта). Техническая подготовка – это часть процесса подготовки обучающегося, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней на различных этапах подготовки. Теоретическая, тактическая и психологическая подготовка – это педагогический процесс повышения теоретического уровня мастерства обучающегося, вооружение его определенными знаниями и умениями наиболее эффективно использовать их в тренировочных занятиях и соревновательной практике для достижения высоких спортивных результатов. Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у обучающихся свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Восстановительные мероприятия – комплекс мер и мероприятий по проведению врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся, восстановлению работоспособности, профилактики спортивных травм и заболеваний. В зависимости от этапа многолетней подготовки выделяются наиболее часто используемые формы тренировочных занятий, представленных в таблице № 3 Таблица № 3 Этапы спортивной подготовки Основные Дополнительные Этап начальной подготовки учебные, учебно-тренировочные, восстановительные занятия контрольные Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) тренировочные, учебнотренировочные учебные, контрольные, восстановительные, модельные занятия Таблица №4 № п\п Учебно-тренировочные мероприятия Предельная продолжительность учебно-тренировочных Виды учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количества мероприятий суток) (без учета времен6и следования к месту проведения учебнотренировочных мероприятий и обратно) Этапе начальной подготовки Учебнотренировочный этап ( этап спортивной Этап совершенствования спортивного мастерства 5 специализации) 1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям 1.1. Учебно-тренировочные 21 мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям 1.2. Учебно-тренировочные +14 18 мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России 1.3. Учебно-тренировочные 14 18 мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям 1.4. Учебно-тренировочные 14 141 мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации 2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия 2.1. Учебно-тренировочные 14 18 мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке 2.2. Восстановительные до 10 суток мероприятия 2.3 Мероприятия для до 3 суток, но не комплексного медицинского более 2 раз в год обследования 2.4. Учебно-тренировочные до 21 суток и не более двух мероприятия в каникулярный учебно-тренировочных период мероприятий в год 2ю5ю Просмотровые учебнодо 60 суток тренировочные мероприятия Таблица №5 Объем спортивной соревновательной деятельности Виды спортивных соревнований контрольные отборочные основные Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап до года свыше двух до трех лет свыше трех лет лет 2 3 2 1 1 2 1 2 - 7. Годовой учебно-тренировочный план 6 Таблица №6 Этапы и годы подготовки Учебно-тренировочный этап Этап начальной подготовки (этап спортивной специализации) До года № п/п 1. 2. 3. Виды подготовки и иные мероприятия Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Свыше года До трех лет Свыше трех лет Недельная нагрузка в часах 4,5-6 8 14 16 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 2 3 3 Наполняемость групп (человек) 10 8 89 149 125 33 74 106 - - 14 240 124 111 14 4. Техническая подготовка 70 133 5. Тактическая подготовка 12 16 12 16 62 109 12 16 63 74 2 4 14 9 6. 7. 8. Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) 62 246 109 9. Инструкторская практика - - 7 9 10. Судейская практика Медицинские, медикобиологические мероприятия Восстановительные мероприятия - - 7 9 2 4 14 9 2 4 14 9 234-312 416 728 832 11. 12. Общее количество часов в год 8. Календарный план воспитательной работы. Следует понимать, что воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения и памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 7 Главной задачей этой работы является воспитание высоких моральных и нравственных качеств, чувства патриотизма, а также волевых качества у спортсменов. Воспитательная работа отделений по видам спорта в Учреждении осуществляется в соответствии с утверждённым Планом воспитательной работы Учреждения. Таблица №7 Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные Направление «Патриотизм и гражданское воспитание» Посещение музеев и экспозиций военной и патриотической направленности 1 квартал Экскурсии Старший инструктор-методист, тренеры-преподаватели. Встреча с представителями «Юнармии» 1 квартал Лекция, фильмов Публикация материалов патриотической направленности на сайте МАУ КГО «Спортивная школа» В течение года статьи Инструктор-методист Наличие плакатов и материалов патриотической направленности на стендах МАУ КГО «Спортивная школа» В течение года Полиграфическая продукция Старший инструктор-методист, инструктор-методист День Победы, 9 мая 2 квартал Спортивные соревнования Старший инструктор-методист, Лекционное занятие, приуроченное ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, 3 сентября 3 квартал Лекция Старший инструктор-методист Противопожарная безопасность: Занятие играй с огнём!» 4 квартал Лекция Заведующая хозяйством беседа, показ Старший инструктор-методист, тренеры-преподаватели. «Не Направление «Нравственность» День Семьи 3 квартал Игра «Семейные ценности» Старший инструктор-методист, инструктор-методист День Матери 4 квартал Занятие-тренинг «Всё лучшее начинается с мамы» Старший инструктор-методист, инструктор-методист Информирование по правовой грамотности: В течение года Размещение информации на сайте и стендах Учреждения. Старший инструктор-методист, инструктор-методист В течение года ежекварта льно Размещение информации на сайте и стендах Учреждения. Старший инструктор-методист, инструктор-методист «Наши обязанности»; права и - «Конституция Российской Федерации». Размещение информации по медиа грамотности 8 Направление «Я - законопослушный гражданин» Лекции с инспектором по ПДН и ОУП 1, 2, 4 квартал Лекции, беседы, презентации, показ фильмов Старший инструктор-методист Направление «Здоровый образ жизни» «Ярмарка здоровья», посвящённая Международному дню здоровья, 7 апреля 2 квартал Встреча со специалистами детской поликлиники, демонстрация материалов, показ фильмов Медицинская сестра, инструктор-методист старший «Первая помощь» 2 квартал Лекционное занятие Медицинская сестра, инструктор-методист старший День борьбы с наркоманией, 26 июня 2 квартал Лекционная встреча с врачомнаркологом Сахалинского наркологического диспансера Медицинская сестра, инструктор-методист старший В течение года Собрание Заместитель директора,старший инструктор-методист, тренерыпреподаватели. Работа с родителями Родительские собрания по отделениям по видам спорта 9. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним В последнее время в спорте все чаще происходят скандалы, связанные с обнаружением допинга у спортсменов в различных видах спорта. Тренеры-преподаватели и спортсмены не должны игнорировать проблему антидопингового контроля. На всех чемпионатах России, Европы, мира и Олимпийских Играх, а также на иных международных стартах проводится антидопинговый контроль в соответствии с международными требованиями к нему. Мероприятий, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, включают теоретическую часть и план антидопинговых мероприятий. Теоретическая часть содержит базовую информацию о Всемирной антидопинговой программе. В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в учреждении должны реализовываться меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, а именно ежегодно проводиться инструктаж под подпись с лицами, проходящими спортивную подготовку, на котором доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил; ознакомление с локальными нормативными актами, а также с антидопинговыми правилами. Меры, направленные на предотвращение применения допинга, включают следующие мероприятия: проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний; ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в организациях, осуществляющих спортивную подготовку; ежегодная оценка уровня знаний. Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать. Допинг определяется, как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся: 9 1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена. 2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода. 3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб. 4. Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о местонахождении. 5. Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей допинг-контроля со стороны спортсмена или иного лица. 6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со стороны спортсмена или персонала спортсмена. 7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным лицом. 8. Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный период. 9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица. 10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица. 11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или преследование за предоставление информации уполномоченным органам. В отношении спортсмена действует «принцип строгой ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование запрещенного метода. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним Таблица № 8 Этап Содержание мероприятия Сроки рекомендации по спортивной и его форма проведения проведению мероприятий подготовки 1.Веселые старты: «Честная использование 1-2 раза игра» методических пособий в год РУСАДА 2.Теоретическое занятие: 1 раз проводить «Ценности спорта. Честная в год с привлечением игра» специалиста, ответственного Этап за антидопинговую работу начальной подготовки 3.Проверка лекарственных 1 раз в научить юных спортсменов препаратов (знакомство с месяц проверять лекарственные международным стандартом препараты на сайте «Запрещенный список») РУСАДА и в приложении Антидопинг ПРО 4.Антидопинговая викторина: «Играй честно» апрель приурочить мероприятие ко Дню чистого спорта (10 апреля) 5. Онлайн обучение на сайте 1 раз прохождение онлайн 10 РУСАДА 6.Родительское собрание: «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» 7.Семинар для тренеровпреподавателей: -«Виды нарушений антидопинговых правил» -«Роль тренерапреподавателя и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» 1.Веселые старты: «Честная игра» Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) 2.Онлайн обучение на сайте РУСАДА 3.Антидопинговая викторина: «Играй честно» 4.Семинар для спортсменов и тренеров-преподавателей: «Виды нарушений антидопинговых правил» - «Проверка лекарственных средств» 5.Родительское собрание: «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» в год обучения возможно с возраста 7 лет. Обучающиеся 7-12 лет проходят онлайн курс «Ценности чистого спорта»; обучающиеся с 13 лет проходят «Антидопинговый онлайн курс» 1-2 раза в год использовать памятки (буклеты) и наглядный материал (пособия) 1-2 раза в год 1-2 раза в год 1 раз в год апрель 1-2 раза в год 1-2 раза в год обязательное присутствие тренера-преподавателя на мероприятиях, посвященных антидопинговой деятельности. использование методических пособий РУСАДА прохождение онлайн обучения возможно с возраста 7 лет. Обучающиеся 7-12 лет проходят онлайн курс «Ценности чистого спорта»; обучающиеся с 13 лет проходят «Антидопинговый онлайн курс» приурочить мероприятие ко Дню чистого спорта (10 апреля) обязательное присутствие тренера-преподавателя на мероприятиях, посвященных антидопинговой деятельности. использовать памятки (буклеты) и наглядный материал (пособия) 11 1.Онлайн обучение на сайте РУСАДА Этап совершенствования 2.Семинар для спортсменов спортивного и тренеров-преподавателей: мастерства -«Виды нарушений антидопинговых правил» -«Проверка лекарственных средств» 1 раз в год 1-2 раза в год обучающиеся с 13 лет обязательно проходят «Антидопинговый онлайн курс» обязательное присутствие тренера на мероприятиях, посвященных антидопинговой деятельности. Для создания среды свободной от допинга и поддержания уровня образованности спортсменов и персонала спортсменов необходимо реализовывать образовательные программы со спортсменами и персоналом спортсменов на постоянной обязательной основе в соответствии с ежегодным планом-графиком антидопинговых мероприятий в организации. 10.Планы инструкторской и судейской практики. Бокс, как спортивная дисциплина, представляет собой систематизированный курс теории и практики, базирующийся на научных основах физического воспитания. Инструкторская и судейская практика являются продолжением учебно-тренировочного процесса боксеров, способствуют овладению практическими навыками в преподавании и судействе бокса. Инструкторская практика. В основе инструкторских занятий лежит принятая методика обучения боксу. Поочередно выполняя роль инструктора, боксеры учатся последовательно и систематически изучать атакующие и защитные действия. Инструктор обязан правильно назвать это действие в соответствии с терминологией бокса, правильно показать его, дать тактическое обоснование, обратить внимание занимающегося на важнейшие элементы действия и методы его разучивания. Инструктор должен правильно подавать команду для исполнения действия, уметь находить и исправлять ошибки, рационально дозировать нагрузку в процессе совершенствования действия. Инструкторские занятия наиболее эффективны, когда боксеры имеют уже необходимое представление о методике обучения, а также правильно выработанные и прочно усвоенные технические навыки. Рекомендуется участие инструктора в качестве секунданта у боксера-новичка на соревновании типа «открытый ринг». Судейская практика дает возможность боксера получить квалификацию судьи по боксу. В возрасте 14-16 лет прошедшим специальную теоретическую и практическую подготовку при условии регулярного участия в судействе соревнований присваиваются судейская квалификация «Юный судья». Теоретическая подготовка по судейству осуществляется на специальных занятиях (семинарах); судейскую практику спортсмены получают на официальных соревнованиях типа «открытый ринг». Чтобы предупредить ошибочные решения, рядом с судьей-стажером в качестве консультанта должен находиться квалифицированный судья. Судейская категория присваивается лицам по достижению 16 лет, проявившим знания и умения в судействе, активно и систематически участвовавшим в соревнованиях на судейских должностях на соревнованиях районного, городского и областного масштабов. План инструкторской и судейской практики на этапе спортивной специализации: Инструкторская и судейская практика на этапе спортивной специализации до 2-х лет обучения: Выполнение заданий по построению и перестроению группы; Проведение разминки; Составление комплекса ОРУ; 12 Выполнение обязанностей секунданта на соревнованиях «Открытый ринг». Инструкторская и судейская практика на этапе спортивной специализации свыше 2-х лет обучения: Проведение подготовительной и заключительной части тренировки; Составление комплексов упражнений по общей физической подготовки и проведение занятий; Выполнение обязанностей секунданта на соревнованиях и помощника секретаря соревнований по боксу. Инструкторская и судейская практика на этапе спортивной специализации до 2-х лет обучения: Проведение занятий по совершенствованию общей физической и специальной подготовке; Составление конспектов занятий; Составление положения о соревнованиях; Выполнение обязанностей секунданта на соревнованиях и помощника секретаря соревнований по боксу. Таблица № 9 № Направление работы Мероприятия Сроки п/п проведения 1. Профориентационная деятельность 1.1. Судейская практика В течение Участие в спортивных соревнованиях года различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей. 1.2. Инструкторская практика В течение Учебно-тренировочные занятия, в года рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе. 2. Здоровьесбережение 13 2.1. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни 2.2. Режим питания и отдыха 3. 3.1. 3.2. Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта. В течение года В течение Практическая деятельность и года восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета). Патриотическое воспитание обучающихся Теоретическая подготовка Беседы, встречи, диспуты, другие В течение (воспитание патриотизма, года мероприятия с приглашением именитых чувства ответственности перед спортсменов, тренеров и ветеранов спорта Родиной, гордости за свой с обучающимися и иные мероприятия, край, свою Родину, уважение определяемые организацией, государственных символов реализующей дополнительную (герб, флаг, гимн), готовность образовательную программу спортивной к служению Отечеству, его подготовки защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) Практическая подготовка Участие в: В течение года (участие в физкультурных - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях и спортивных мероприятиях, спортивных соревнованиях и иных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), мероприятиях) награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные 14 4. 4.1. программы спортивной подготовки. Развитие творческого мышления Практическая подготовка Семинары, мастер-классы, (формирование умений и показательные выступления для навыков, способствующих обучающихся, направленные на: достижению спортивных - формирование умений и навыков, результатов) способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов. В течение года 11. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств. Требования к медико-биологическим мероприятиям, проводимым в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта «спортивная гимнастика», определяют базовые принципы административной организации и порядок предоставления медицинского обеспечения. Целью медико-биологических мероприятий является обеспечение безопасности и здоровой атмосферы при проведении физкультурных и спортивных мероприятий по спортивной гимнастике на территории РФ, определение базовых принципов работы медицинского персонала, направленных на всеобъемлющую защиту обучающихся от травм, заболеваний и чрезвычайных ситуаций. Содержание медико-биологических мероприятий определено международной и российской нормативно-правовой базой в области физической культуры и спорта, в которую входят: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»»; Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»; Приказ Минздрава России от 30.05.2018 № 288н «Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения обучающихся спортивных сборных команд Российской Федерации». План применения восстановительных средств Восстановительные средства и мероприятия включают в себя: Пассивный отдых Прежде всего – ночной сон продолжительностью не менее 8 часов в условиях чистого воздуха и тишины. В периодах с большими нагрузками рекомендуется дополнительно отдыхать 1-1,5 часа в послеобеденное время (желательно не сразу, а после прогулки 20-30 мин). При очень напряженных двух- и трехразовых тренировках возможен и трехразовый сон продолжительностью примерно по 1 часу после завтрака (первая тренировка до завтрака) и обеда. Ночной сон увеличивается до 9 часов. 15 Активный отдых После упражнений с большой нагрузкой часто бывает полезен активный отдых, который ускоряет процессы восстановления и снижает нагрузку на психическую сферу спортсмена. Однако необходимо иметь в виду, что общий объем нагрузки при этом увеличивается и утомление от всей суммы тренировочной работы на занятии в целом не уменьшается. Во многих случаях на следующий день после занятий с большой нагрузкой эффективна 30-40минутная нагрузка в виде малоинтенсивных упражнений (очень легкий бег или ходьба по лесу, езда на велосипеде, ходьба на лыжах). Частота пульса при этом, как правило, не должна превышать 120 уд./мин. Специальные средства восстановления, используемые в подготовке пловцов, можно подразделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Педагогические средства Основные средства восстановления - педагогические, которые предполагают управление величиной и направленностью тренировочной нагрузки. Они являются неотъемлемой частью рационально построенного тренировочного процесса и включают: - варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий; - использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, переключений с одного упражнения на другое; - тренировочные занятия с малыми по величине нагрузками (они интенсифицируют процессы восстановления после тренировок с большими нагрузками иной направленности); - рациональная организация режима дня. Психологические средства Психологические средства наиболее действенны для снижения уровня нервнопсихической напряженности во время ответственных соревнований и напряженных тренировок. Кроме того, они оказывают положительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. К их числу относятся: - аутогенная и психорегулирующая тренировка; - средства внушения (внушенный сон-отдых); - гипнотическое внушение; - приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, музыка для релаксации; - интересный и разнообразный досуг; - условия для быта и отдыха, благоприятный психологический микроклимат. Согласно этапам спортивной подготовки, особенно рекомендованы следующие медикобиологические средства восстановления, представленные в таблице № 10: Таблица № 10 Этап и год спортивной подготовки Мероприятие Контроль питанием обучающихся за Все этапы Физические Учебно-тренировочные группы, факторы: Хвойные и группы совершенствования морские ванны, спортивного мастерства Специальные рекомендации Рациональное распределение пищи в течение дня и в зависимости от нагрузок. Учитывается оптимальное содержание в рационе углеводов и жирных кислот при повышенных нагрузках. Применяется в случае, когда необходимо повысить или как можно быстрее восстановить 16 суховоздушные бани Спортивный общий массаж и Фармакологические средства в виде витаминноминеральных комплексов Рекомендовано на всех этапах. Обязательно для учебнотренировочных групп и выше Рекомендовано на всех этапах. Обязательно для учебнотренировочных групп и выше пониженную работоспособность (например, перед повторной работой или двухразовых тренировках) После лёгких нагрузок – 5-10 минут, после продолжительных – не менее 20 минут Препарат и дозировка подбираются строго индивидуально и только через врача На всех этапах спортивной подготовки необходимо наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к занятиям по боксу и участию в соревнованиях. В случае если по результатам указанных медицинских осмотров обучающемуся будут противопоказаны занятия боксом, СШ на этом основании прекращает спортивную подготовку лица, отчисляет его из спортивной школы. Медицинский осмотр (обследование) должен предусматривать: Таблица №11 Мероприятие Этап и год спортивной подготовки Диспансерное обследование Не менее 1 раза в год для обучающихся со 2го года этапа начальной подготовки до ССМ включительно Дополнительные медицинские осмотры перед На всех этапах начиная со 2-го года этапа участием в соревнованиях начальной подготовки до ССМ включительно Спортивная школа обязана осуществлять систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся, в том числе перед началом и непосредственно после окончания спортивных соревнований, в которых участвовали ее представители. Психофизические требования – это требования к уровню проявления свойств высшей нервной деятельности, психических процессов, психомоторных качеств обучающихся. При подготовке обучающихся, важным аспектом является психофизическая подготовка, представляющая собой комплекс упражнений, позволяющих тренировать психику и вместе с этим развивать физические качества обучающегося. Программой устанавливается комплекс действий и приемов, осуществляемых в условиях тренировок и соревнований, которые связаны со значительными психическими и физическими напряжениями, формирующие основные психологические качества обучающегося: - уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях и способность предельно мобилизовать их в условиях соревновательной борьбы; - развитая способность к проявлению волевых качеств; - устойчивость обучающегося к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности; - степень совершенства кинестетических, визуальных и других сенсорных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды; - способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации; - развитие наглядно-образной памяти, наглядно-образного мышления, распределения внимания, 17 - способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени. III. Система контроля 12. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях: На этапе начальной подготовки: изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта «бокс»; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «бокс» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля; овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «бокс»; изучить антидопинговые правила; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства. На этапе совершенствования спортивного мастерства: повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «бокс»; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в 18 мастера спорта» не реже одного раза в два года; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований; получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства. 13. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой Учреждением, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации. 14. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки. Норматив общей физической подготовки и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки Таблица №12 № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Упражнение един. измер. норматив до года норматив свыше года обучения мальчики девочки мальчики девочки Норматив общей физической подготовки для возрастной группы 9-10 лет Бег 30 м с не более не более 6,2 6,4 Бег 1000 м мин.с не более не более 6.10 6.30 5.50 6.20 Сгибание и разгибание количене менее не менее рук в упоре лежа на ство 10 5 13 7 полу раз Наклон вперед из см не менее не менее положения стоя на +2 +3 +3 +4 гимнастической скамейке ( от уровня скамьи) Челночный бег 3х10 м с не более не более 9,6 9,9 9,0 10,4 Прыжок в длину с см не менее не менее места толчком двумя 130 120 150 135 ногами Метание мяча весом м не менее не менее 150 г 19 13 24 16 Таблица №13 № п\п Упражнение един. измер. норматив до года норматив свыше года обучения мальчики девочки мальчики девочки Норматив общей физической подготовки для возрастной группы 11-12 лет 19 1 Бег 60 м с 2 Бег 1500 м мин.с 3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Подтягиванием из виса на высокой перекладине Подтягиванием из виса на низкой перекладине 90 см Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи) Челночный бег 3х10 м количество раз количество раз количество раз см 4 5 6 7 8 9 не более 10,9 11,3 не более 8.20 8.55 не менее 13 7 не более 10,4 10,9 не более 8.05 8.29 не менее 18 9 не менее не менее 3 4 не менее - не менее 9 - не менее +3 с - 11 не менее +4 не более 9,0 10,4 не менее 150 135 +5 +6 не более 8,7 9,1 Прыжок в длину с см не менее места толчком двумя 160 145 ногами Метание мяча весом м не менее не менее 150 г 24 16 26 18 Норматив специальной физической подготовки Исходное положение7 6 стоя, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Бросок набивного мяча весом 2 кг снизу-вперед двумя руками Норматив общей физической подготовки и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Таблица №14 № п\п 1 2 3 Упражнение един. измер. юноши девушки Норматив общей физической подготовки для возрастной группы 12 лет Бег 60 м с не более 10,4 10,9 Бег 1500 м мин.с не более 8.05 8.29 Сгибание и разгибание рук в упоре количество раз не менее лежа на полу 18 9 20 4 5 6 Подтягиванием из виса на высокой перекладине Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи) Челночный бег 3х10 м количество раз не менее 4 см не менее +5 с +6 не более 9,0 7 8 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Метание мяча весом 150 г см не менее 150 м Уровень спортивной квалификации Период обучения на этапе спортивной подготовки ( до трех лет) 1 2 3 4 5 6 7 8 135 не менее 24 № п\п 10,4 16 третий юношеский спортивный разряд Упражнение един. измер. юноши девушки Норматив общей физической подготовки для возрастной группы 13-15 лет Бег 60 м с не более 9,2 10,4 Бег 2000 м мин.с не более 9.40 11.40 Сгибание и разгибание рук в упоре количество раз не менее лежа на полу 24 10 Подтягиванием из виса на высокой количество раз не менее перекладине 8 2 Наклон вперед из положения стоя на см не менее гимнастической скамейке (от уровня +6 +8 скамьи) Челночный бег 3х10 м с не более 7,8 8,8 Прыжок в длину с места толчком см не менее двумя ногами 190 160 Метание мяча весом 150 г м не менее 34 21 Уровень спортивной квалификации Период обучения на этапе спортивной второй юношеский подготовки (до трех лет) спортивный разряд, первый юношеский спортивный разряд Таблица №15 № п\п 1 Упражнение един. измер. юноши девушки Норматив общей физической подготовки для возрастной группы 16-17 лет Бег 100 м с не более 21 14,3 2 Бег 2000 м мин.с 17,2 не более 3 Бег 3000 м мин.с 11.20 не более 14.30 4 5 6 7 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Подтягиванием из виса на высокой перекладине Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи) Челночный бег 3х10 м количество раз не менее 31 количество раз 11 не менее 11 см 2 не менее +8 с +9 не более 7,6 8 9 10 11 1 2 8,7 Прыжок в длину с места толчком см не менее двумя ногами 210 170 мин.с Кросс 3 км не более (бег по пересеченной местности) 18.00 мин.с Кросс 3 км не более (бег по пересеченной местности) 25.30 Метание спортивного снаряда весом м не менее 500 г 16 Метание спортивного снаряда весом не менее 700 г 29 Уровень спортивной квалификации Период обучения на этапе спортивной третий спортивный разряд, подготовки (свыше трех лет) второй спортивный разряд, первый спортивный разряд Норматив специальной физической подготовки Челночный бег 10х10 м с не более 27,0 28,0 Исходное положение- стоя на полу, количество не менее держа тело прямо. Произвести удары раз 26 23 по боксерскому мешку за 8 сек. Исходное положение- стоя на полу, не менее держа тело прямо. Произвести удары 244 240 по боксерскому мешку за 3 мин. IV. Рабочая программа по виду спорта - БОКС 15. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки. Примерные схемы недельных микроциклов для тренировочных этапов спортивной специализации Развивающий физический микроцикл (РФ). Задачи микроцикла: повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальной силы, быстроты, выносливости; изучение и совершенствование техники бокса, уделяя основное внимание комбинациям технических действий. 22 Задачи микроцикла: продолжение развития физических и специальных качеств, совершенствование техники бокса в условиях отработки и в учебных спаррингах. Контрольный недельный микроцикл (К) Задачи микроцикла: контроль функциональной подготовленности и надежности выполнения технико-тактических действий в соревновательных режимах. Технико-тактическая подготовка Учебный план занятий с боксеров на этапе начальной подготовки на 1-й и 2-й год обучения. I раздел. Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений, изучение прямых ударов левой и правой в голову и защиты от них. Применение изученного материала в условных и вольных боях. При изучении учебного материала этого раздела основное внимание уделяется стабильности и правильности боевой стойки, а также правильности нанесения прямых ударов в голову, причем удары должны выполняться как на месте, так и в движении одиночными и слитными шагами в различных направлениях. Изучение тактики на этом ограничивается маскировкой начала удара, нанесением обманных ударов в голову, а также неожиданными чередованиями атак, уходов и контратак. На освоение учебного материала I раздела отводится 4 месяца с сентября по декабрь. В период зимних каникул (январь) лучшие боксеры проводят первый бой. II раздел. Изучение и совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных, двойных и серий) и защит от них. Дальнейшее совершенствование прямых ударов в голову (особенно двойных ударов и серий) и защит от них. Применение изучаемого материала в условных и вольных боях. При освоении учебного материала этого раздела особое внимание уделяется качеству боевой стойки, так как наклоны туловища при выполнении ударов в туловище могут вызвать ее ухудшение. Изучая тактику ведения боя прямыми ударами в голову и в туловище, следует особое внимание обратить на то обстоятельство, что обманные удары в голову дают возможность наносить неожиданные удары в туловище и наоборот. Кроме того, необходимо научить боксеров пользоваться такими тактическими приемами, как смена цели при нанесении серии ударов (серия начинается ударами в голову и заканчивается ударов в туловище и наоборот), рекомендуется принять такой тактический прием, как чередование последнего удара, т.е. боксер, атакуя или контратакуя, сериями ударов должен заканчивать серию каждый раз другим ударом. На освоение учебного материала II раздела отводится примерно 4 месяца: февраль – май. В конце первого года обучения боксеры принимают участие в классификационных соревнованиях, где проводят 1-2 боя (на летних каникулах). III раздел. Изучение и совершенствование боковых ударов в голову и защита от них. Применение боковых ударов в голову в условных и вольных боях. Совершенствование одиночных, двойных серий прямых ударов в, голову и в туловище. Изучение серий из прямых и боковых ударов. Применение изученного материала в условных и вольных боях. При изучении боковых ударов в голову особое внимание следует обратить на положение кулака в момент нанесения удара, так как при неправильном положении кулака неизбежно возникнут травмы. При изучении боковых ударов появляется необходимость наносить боковой удар левой в голову с шагом правой вперед с переносом веса тела на правую ногу. После выполнения этого удара рекомендуется сразу же выполнять прямой удар в голову с шагом левой вперед. Изучая тактику ведения боя, на этом этапе следует особое внимание обратить на маскировку боковых ударов, а также на разнообразие контрударов после нанесения противником боковых ударов левой и правой рукой в голову. На изучение материала этого раздела отводится примерно 4 месяца: сентябрь –декабрь. После этого проводится 6-8 тренировочных уроков, и боксеры участвуют в классификационных соревнованиях, где проводят 1-2 боя (на зимних каникулах). 23 IV раздел. Изучение коротких ударов снизу в туловище. Короткие удары снизу в туловище и простейшие соединения их с боковыми ударами в голову. Применение коротких ударов на ближней дистанции в условных боях. Совершенствование техники и тактики боя на средних и дальних дистанциях в условных и вольных боях. Освоение элементов боя на ближней дистанции боя, а также простейшие подготовительные движения для ближнего боя. Например, уклон влево или вправо с приседанием для нанесения боковых ударов в голову, приседание и поворот туловища направо для нанесения удара снизу правой рукой в голову или в туловище, или бокового удара правой в голову, приседание и поворот туловища налево для нанесения удара снизу левой рукой в голову и туловище или бокового удара левой в голову. Тактика ближнего боя на втором году обучения не изучается. Изучению элементов ближнего боя отводится около 2-х месяцев (апрель – май). Причем, элементы ближнего боя занимают 20-30% времени основной части урока. Остальное время отводится совершенствованию техники и тактики ведения боя на дальней и средней дистанциях. Если в вольных боях при сближении занимающиеся будут использовать изученные короткие удары, не следует им это запрещать. Однако рекомендовать применять их до тех пор, пока не изучены входы в ближний бой, не следует. После изучения коротких ударов с занимающимися проводят 6-8 тренировочных уроков, после чего боксеры участвуют в классификационных соревнованиях, где проводят 1-2 боя. После этого (в конце июня и в июле) проводятся занятия по общей и специальной физической подготовке. На август планируется отдых. В конце 2-годичного цикла обучения планируется выполнение II-III разрядов (в зависимости от индивидуальных способностей и усвоения предложенного материала). Наиболее талантливые боксеры, успешно прошедшие цикл обучения первых 2-х лет и удачно выступавшие в классификационных соревнованиях, рекомендуются для продолжения занятий боксом в группах спортивного совершенствования. или бокового удара правой в голову, приседание и поворот туловища налево для нанесения удара снизу левой рукой в голову и туловище или бокового удара левой в голову. Тактика ближнего боя на втором году обучения не изучается. Изучению элементов ближнего боя отводится около 2-х месяцев (апрель – май). Причем, элементы ближнего боя занимают 20-30% времени основной части урока. Остальное время отводится совершенствованию техники и тактики ведения боя на дальней и средней дистанциях. Если в вольных боях при сближении занимающиеся будут использовать изученные короткие удары, не следует им это запрещать. Однако рекомендовать применять их до тех пор, пока не изучены входы в ближний бой, не следует. После изучения коротких ударов с занимающимися проводят 6-8 тренировочных уроков, после чего боксеры участвуют в классификационных соревнованиях, где проводят 1-2 боя. После этого (в конце июня и в июле) проводятся занятия по общей и специальной физической подготовке. На август планируется отдых. В конце 2-годичного цикла обучения планируется выполнение II-III разрядов (в зависимости от индивидуальных способностей и усвоения предложенного материала). Наиболее талантливые боксеры, успешно прошедшие цикл обучения первых 2-х лет и удачно выступавшие в классификационных соревнованиях, рекомендуются для продолжения занятий боксом в группах спортивного совершенствования. Рекомендации по организации психологической подготовки Основные методы и приемы психологической подготовки. В ходе бесед и лекций происходит психологическое образование спортсмена, объяснение особенностей предстартовых и соревновательных переживаний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия – убеждение, воздействие на сознание спортсмена. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Содержание беседы косвенно направлено на этого спортсмена. Основная задача – снятие противодействия, которое нередко возникает при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом. Метод воздействия – косвенное внушение. 24 Аутотренинг – самостоятельное, без посторонней помощи, использование изученных или заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления и покоя (релаксации) или в состоянии так называемого аутогенного погружения, с задачей создания необходимого психического состояния. В процессе аутотренинга завершается переход внушения в самовнушение, совершенствуются механизмы саморегуляции. Размышления, рассуждения. Основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения – высшие уровни самосознания и саморегуляции. Планомерное использование представленной системы методов позволяет достаточно полно и глубоко проникать в систему отношений спортсмена, формировать программу будущих действий и переживаний, установки на реализацию этих программ поведения в нужные моменты тренировки и соревнования. В случае предстартовой лихорадки и нетерпения выступить (либо желания отказаться от старта) в соревнованиях – выполнение разминочных упражнений средней интенсивности краткими сериями в сочетании с упражнениями на расслабление в паузах и акцентированием внимания на мягком и спокойном выдохе. Контролировать пульс, проделать упражнения на чувство времени, принять контрастный душ, полистать красочный журнал с иллюстрациями природы, послушать спокойную музыку для релаксации и т.п. В случае предстартовой апатии выполнить разминочные упражнения спринтерского и силового характера в максимальном темпе короткими сериями в сочетании с упражнениями на расслабление и идеомоторной настройкой на предстоящий выход в ринг. Акцентировать внимание на резком и быстром выдохе со звуком «ха». Боксерский «бой с тенью», серия прыжков из глубокого приседа, контрастный душ, быстрая, ритмичная музыка и т.п. План применения восстановительных средств Восстановительные средства и мероприятия включают в себя: Пассивный отдых Прежде всего – ночной сон продолжительностью не менее 8 часов в условиях чистого воздуха и тишины. В периодах с большими нагрузками рекомендуется дополнительно отдыхать 1-1,5 часа в послеобеденное время (желательно не сразу, а после прогулки 20-30 мин). При очень напряженных двух- и трехразовых тренировках возможен и трехразовый сон продолжительностью примерно по 1 часу после завтрака (первая тренировка до завтрака) и обеда. Ночной сон увеличивается до 9 часов. Активный отдых После упражнений с большой нагрузкой часто бывает полезен активный отдых, который ускоряет процессы восстановления и снижает нагрузку на психическую сферу спортсмена. Однако необходимо иметь в виду, что общий объем нагрузки при этом увеличивается и утомление от всей суммы тренировочной работы на занятии в целом не уменьшается. Во многих случаях 38 на следующий день после занятий с большой нагрузкой эффективна 30-40минутная нагрузка в виде малоинтенсивных упражнений (очень легкий бег или ходьба по лесу, езда на велосипеде, ходьба на лыжах). Частота пульса при этом, как правило, не должна превышать 120 уд. /мин. Специальные средства восстановления, используемые в подготовке пловцов, можно подразделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Педагогические средства Основные средства восстановления – педагогические, которые предполагают управление величиной и направленностью тренировочной нагрузки. Они являются неотъемлемой частью рационально построенного тренировочного процесса и включают: - варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий; - использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, переключений с одного упражнения на другое; тренировочные занятия с малыми по величине нагрузками (они интенсифицируют процессы восстановления после тренировок с большими нагрузками иной направленности); - рациональная организация режима дня. Психологические средства 25 Психологические средства наиболее действенны для снижения уровня нервнопсихической напряженности во время ответственных соревнований и напряженных тренировок. Кроме того, они оказывают положительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. К их числу относятся: - аутогенная и психорегулирующая тренировка; - средства внушения (внушенный сон-отдых); - гипнотическое внушение; - приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, музыка для релаксации; - интересный и разнообразный досуг; - условия для быта и отдыха, благоприятный психологический микроклимат. 16. Учебно-тематический план. Теоретическая подготовка – это процесс освоения, приобретения обучающимися специальных знаний необходимых в спортивной деятельности, с направленностью на расширение познавательного интереса обучающегося и необходимого запаса знаний в области общих и специальных основ спортивной тренировки, на осмысление сути спортивной тренировки, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не возможно достижение высоких спортивных результатов. В процессе тренировки и соревнований обучающиеся сталкиваются с необходимостью расширения системы знаний в области организации режима дня, сна, питания, истории спорта, теории ФК, судейства соревнований и др. Данная подготовка играет важную роль в общей системе подготовки обучающихся, является обязательной составной частью учебно-тренировочного процесса. Теоретическая подготовка не ограничивается теорией и методикой физического воспитания. Необходимость знаний в таких дисциплинах, как анатомия, общая физиология, физиология спорта, биомеханика, биохимия, психология, педагогика, лечебная физкультура, спортивный массаж, врачебный контроль, гигиенические основы ФКиС, истории избранного вида спорта, олимпийских игр, своих кумиров. Обучающийся и тренер-преподаватель как единая система постоянно совершенствуют свои знания по всем аспектам учебно-тренировочной работы в едином процессе воспитания и обучения. Учебно-тематический план Таблица №16 Этап спортивной подготовки Темы по теоретической подготовке Этап начальной подготовки Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: История возникновения вида спорта и его развитие Физическая культура – важное средство физического Объем времени в год (минут) Сроки проведения Краткое содержание 120/180 13/20 13/20 сентябрь октябрь Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, 26 развития и укрепления здоровья человека Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом Закаливание организма Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. 13/20 ноябрь 13/20 декабрь 13/20 январь Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. 13/20 май Теоретические основы судейства. Правила вида спорта 14/20 Режим дня и питание обучающихся 14/20 август 14/20 ноябрь-май Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта Всего на учебнотренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств История возникновения Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. июнь Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. 600/960 70/107 сентябрь 70/107 октябрь Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. Зарождение олимпийского движения. 27 олимпийского движения Возрождение Международный (МОК). Режим дня и питание обучающихся 70/107 ноябрь Физиологические основы физической культуры 70/107 декабрь 70/107 январь Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося Теоретические основы техникотактической подготовки. Основы техники вида спорта 70/107 май Психологическая подготовка 60/106 сентябрьапрель Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта 60/106 декабрь-май Правила вида спорта 60/106 декабрь-май олимпийской Олимпийский идеи. комитет Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам 17. Особенности осуществления спортивной подготовки вида спорта «бокс» по спортивным дисциплинам «весовая категория 36 кг», «весовая категория 38 кг», «весовая категория 38,5 кг», «весовая категория 40 кг», «весовая категория 42 кг», «весовая категория 44 кг», «весовая категория 46 кг», «весовая категория 47, 627 кг», «весовая категория 48 кг», «весовая категория 48, 988 кг», «весовая категория 49 кг», «весовая категория 50 кг», «весовая категория 50,802 кг», «весовая категория 51 кг», «весовая категория 52 кг», «весовая категория 52,163 кг», «весовая категория 53,525 кг», «весовая категория 54 кг», «весовая категория 55,225 кг», «весовая категория 56 кг», «весовая категория 57 кг», «весовая категория 57,153 кг», «весовая категория 58,967 кг», «весовая категория 59 кг», «весовая категория 60 кг», «весовая категория 61,235 кг», «весовая категория 63 кг», «весовая категория 63,5 кг», «весовая категория 63,503 кг», «весовая категория 64 кг», «весовая категория 65 кг», «весовая категория 66 кг», «весовая категория 66,678 кг», «весовая категория 67 кг», «весовая категория 68 кг», «весовая категория 69 кг», «весовая категория 69,850 кг», «весовая категория 70 кг», «весовая категория 71 кг», «весовая категория 72 кг», «весовая категория 72,574 кг», «весовая категория 75 кг», «весовая категория 76 кг», «весовая категория 76,203 кг», «весовая категория 76+ кг», «весовая категория 79,378 кг», «весовая категория 80 кг», «весовая категория 81+ кг», «весовая категория 86 кг», «весовая категория 90 кг», «весовая категория 90+ кг», «весовая категория 28 90,718 кг», «весовая категория 90,718+ кг», «весовая категория 92 кг», «весовая категория 92+ кг», «командные соревнования» (далее – «бокс»), Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «бокс», по которым осуществляется спортивная подготовка. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «бокс» учитывается организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана. При проведении учебно-тренировочных занятий с обучающимися, не достигшими десятилетнего возраста, проходящими спортивную подготовку по спортивным дисциплинам «бокс» на этапе начальной подготовки, не допускается применение спаррингов, поединков, схваток, аналогичных форм контактных взаимодействий, а также участие вышеуказанных лиц, проходящими спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях. Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «бокс», и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «бокс» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «бокс». VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Материально-технические условия реализации Программы. Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают : наличие тренировочного спортивного зала; наличие тренажерного зала; наличие раздевалок; Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем необходимым для прохождения спортивной подготовки Обеспечение спортивной экипировкой Обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно; Обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий; Медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля. Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем необходимым для прохождения спортивной подготовки Помещение для занятий по специальной подготовке: г. Кушва ул. Первомайская д. 37 № п/п 1. Наименование оборудования и спортивного инвентаря Весы электронные (до 150 кг) Единица измерения штук Таблица № 17 Количество изделий 1 29 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Гонг боксерский электронный Груша боксерская на резиновых растяжках Груша боксерская пневматическая Зеркало настенное (1х2 м) Канат спортивный Лапы боксерские Лестница координационная (0,5х6 м) Мешок боксерский (120 см) Мешок боксерский (140 см) Мешок боксерский (160 см) Подушка боксерская настенная Подушка боксерская настенная для апперкотов Полусфера гимнастическая Ринг боксерский Секундомер механический Секундомер электронный Стенка гимнастическая Перекладина навесная универсальная штук штук штук штук штук пар штук штук штук штук штук штук штук комплект штук штук штук штук 1 1 3 4 2 3 2 3 3 3 2 2 3 1 2 1 6 2 Обеспечение спортивной экипировкой Таблица № 18 количество Срок эксплуатации (лет) количество Срок эксплуатации (лет) № п/п Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование Этапы спортивной подготовки Учебно-тренировочный Этап начальной этап (этап спортивной подготовки специализации) Единица Расчетная Наименование измерения единица 1. Бинт эластичный штук на обучающегося - - 1 0,5 2. Обувь для бокса (боксерки) пар на обучающегося - - 1 1 3. Майка боксерская штук на обучающегося - - 2 1 4. Перчатки боксерские снарядные пар на обучающегося - - 1 1 5. Перчатки боксерские соревновательные пар на обучающегося - - 1 1 6. Перчатки боксерские тренировочные пар на обучающегося - - 1 1 7. Протектор нагрудный штук на обучающегося 1 1 1 1 30 (женский) 8. Протектор паховый штук на обучающегося 1 1 1 1 9. Трусы боксерские штук на обучающегося - - 1 1 10. Шлем боксерский штук на обучающегося - - 1 1 Таблица №19 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование спортивной экипировки Единица измерения Для спортивной дисциплины «бокс» Перчатки боксерские снарядные пар Перчатки боксерские соревновательные пар (10 унций) Перчатки боксерские соревновательные пар (12 унций) Перчатки боксерские тренировочные пар (14 унций) Перчатки боксерские тренировочные пар (14 унций) Шлем боксерский штук Количество изделий 30 12 12 15 15 30 Помещение для занятий по общефизической подготовке: г. Кушва ул. Коммуны д.17 Таблица № 20 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Наименование оборудования и спортивного инвентаря Гантели переменной массы (до 20 кг) Гири спортивные (16, 24, 32 кг) Гриф для штанги Зеркало настенное (1х2 м) Лапы боксерские Мат гимнастический Мяч баскетбольный Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 10 кг) Мяч теннисный Насос универсальный с иглой Перекладина Секундомер механический Скакалка гимнастическая Скамейка гимнастическая Стенка гимнастическая Стойка для штанги со скамейкой Штанга тренировочная наборная (100 кг) Единица измерения комплект комплект штук штук пар штук штук комплект штук штук штук штук штук штук штук комплект комплект Количество изделий 4 2 1 2 3 4 2 3 15 1 2 2 15 5 6 1 1 31 19. Кадровые условия реализации Программы: укомплектованность Учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; - для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «бокс», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися). - уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Учреждения; Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренерпреподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615) или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054). - непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Учреждения. 20. Информационно-методические условия реализации Программы. Список литературных источников: "Общероссийские антидопинговые правила" (утв. Минспорта России 24.06.2021) Всероссийский реестр видов спорта Единая всероссийская спортивная классификация СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) 5. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеского спорта школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2012. - 72 с. 6. Психопедагогика спорта. - Горбунов Г.Д.М.: Физкультура и спорт, 1986. 7. Спортивная медицина: Дубровский В.И Учебник для вузов. - М.: Владос, 2002. 8. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 2011. - 287 с. 9. Допинг-контроль: что нужно знать каждому (Информационные материалы для спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных команд). - М.: Олимпия Пресс,2012. - 40 с. 10. Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2013 г. - 46 с. 11. Акопян А. О., Калмыков Е. В. и др. Бокс. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР. Москва. 2005 12. Бокс. Правила соревнований. – М. : Федерация бокса России, 2004. 13. Допинг – контроль: что нужно знать каждому (Информационные материалы для спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных команд). – М.: Олимпия Пресс, 2004. 14. Единая Всероссийская спортивная квалификация. Москва. «Советский спорт». 2002 15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004. 1. 2. 3. 4. 32 16. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Ф.И. Суслов. Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2011. 17. Филимонов В.И. БЮокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. – М.: ИНСАН, 2001. 18. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. – М.: ИНСАН, 2002. 19. Щитов В. Бокс для начинающих. Москва. 2001 Интернет ресурсы: 1. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.minsport.gov.ru 2. Российское антидопинговое агентство [Электронный ресурс]. URL: www.rusada.ru. 33